Информационная справка об эффективности антикоррупционной
работы в общеобразовательных организациях муниципального
образования «Радищевский район» за 9 месяцев 2017 года
Отделом образования и образовательными организациями проводится работа с несколькими категориями граждан: педагогами, обучающимися и родителями.
Работа с педагогическими коллективами начинается с работы с руководителями образовательных организаций. Вопрос противодействия коррупции рассматривается и обсуждается на совещаниях с руководителями ОО (протокол №6 от 23.08.2017).
Руководителями образовательных организаций ежегодно в летний период проводятся публичные отчеты о работе за учебный год для родителей, общественности, органов местного самоуправления. Директора готовят подробный отчет о самообследовании, в котором освещают вопросы финансирования образовательных организаций.
Организована работа «телефона доверия» (тел.: 2-11-93) по вопросам случаев коррупции в системе образования муниципального образования «Радищевский район» с режимом работы: понедельник-пятница с 08.00 до 17.00. Во всех образовательных организациях заведены ящики обращений граждан по фактам коррупции и оформлены стенды. В состав комиссий включены представители общественности. Обращений по фактам коррупции в образовательные организации не поступало.
Информация о работе «прямой горячей антикоррупционной телефонной линии» Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области размещена на информационном стенде отдела образования и дошкольного воспитания Администрации муниципального образования «Радищевский район», на информационных стендах и официальных сайтах 15 образовательных организаций.
На сайтах школ и отдела образования функционирует рубрика «Антикоррупционная деятельность», «Внебюджетные средства» или «Закупки». Ежегодно на сайте в разделе «Финансово-хозяйственная деятельность» размещаются планы и отчеты за истекший период.
В каждой образовательной организации имеется утверждённый план работы по противодействию коррупции на учебный год. Планы размещены на сайтах образовательных организаций. Также на сайтах размещаются фотоотчеты о проведённой работе в данном направлении.
Элементы антикоррупционного воспитания реализовываются педагогами через предметы «История» в 9 образовательных организациях, «Обществознание» - в 9-ти, «Литература» в 9-ми, через предмет «Экономика» в МБОУ «Октябрьская средняя школа». Предмет «Право» не изучается как отдельный предмет.
Курсы повышения квалификации по предметам «История», «Обществознание», «Литература» прошли 5 учителей. На курсах были рассмотрены вопросы антикоррупционной деятельности на уроках.
Руководителями всех образовательных организаций проведены совещания в трудовых коллективах об антикоррупционном поведении в социальной сфере. Проведена разъяснительная работа о недопустимости принятия подарков в связи с их должностным положением; о положениях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, о недопущении поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Председателем и членами Палаты справедливости и общественного контроля муниципального образования «Радищевский район» проведены 6 Единых дней приёма граждан.
Цель антикоррупционного воспитания обучающихся – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения является использование потенциала воспитательной работы в школе. Антикоррупционное воспитание осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и и нетрадиционных, таких как поощрение разного рода молодежных инициатив в дополнительном образовании: акции, ученические конференции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия.
Учитывая, что основной целью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история. Ожидаемый результат антикоррупционного воспитания – личность, наделенная знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить это явление.
В образовательных организациях за 9 месяцев 2017 года проведено 46 уроков по учебным предметам по антикоррупционной тематике (история, обществознание, литература, экономика, окружающий мир), что на уровне показателей прошлого года.
Классными руководителями проведено 92 классных часа по антикоррупционной тематике («Коррупция и способы борьбы с ней», «Что такое коррупция?», «Мы на защите правового общества», «Коррупция и уголовная ответственность», «СМИ и коррупция» (по страницам газеты «Восход»), «Коррупция в обществе», «Коррупция: выигрыш или убыток» и другие). Цель проведения заключается в том, чтобы учащиеся усвоили понятие коррупция, поняли, чем она опасна для общества, чем каждый может помочь в борьбе с ней. Мероприятия проходили с учетом возрастных особенностей, с элементами дискуссии, в которых учащиеся высказывали свои версии искоренения коррупционных явлений в обществе. Учащиеся сделали вывод: борьбу с коррупцией должны вести все - и государственные органы власти, и гражданское общество, и каждый человек в отдельности. Только объединившись против коррупции, можно её побороть и искоренить.
Педагогическими коллективами организованы 27 тематических экскурсий и тематических встреч с представителями правоохранительных органов на тему «Закон и подросток».
В каждой школьной библиотеке было организовано более 45 книжных и иллюстративных выставок.
С младшими школьниками говорим о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственности за её судьбу. На уроках ребята изучают понятия, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. У учащихся формировались четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Проведена акция «Чистые ладошки». Дети вырезали ладошки и рассказывали, какие добрые поступки совершили и совершают.
Проведено 9 Единых дней профилактики, в рамках которых проведено 293 мероприятия антикоррупционной направленности (беседы, классные часы, встречи с представителями правоохранительных органов).
За отчетный период в целях формирования антикоррупционной нравственно-правовой культуры проведено в образовательных организациях шесть муниципальных Недель антикоррупционных инициатив. В рамках недель дополнительно проведены уроки с элементами антикоррупции, родительские собрания с целью разъяснения антикоррупционной политики «Про взятку», акции «Стоп - коррупция!», распространены буклеты на антикоррупционнную тематику, проведён конкурс на творческое сочинение среди обучающихся 7-9 классов, конкурсы рисунков, диспуты "Мы за честность!" 6-8 классов и т.д. Всего в мероприятиях недель антикоррупционных инициатив приняло участие 855 школьников.
Блок работы с родителями включает в себя просвещение родительской общественности на родительских собраниях. В каждой образовательной организации рассмотрены вопросы антикорруцпионной политики в сфере образования.
Одной из форм работы по противодействию коррупции в обществе является распространение буклетов жителям р.п. Радищево, с. Верхняя Маза «К обществу без коррупции». За 9 месяцев было распространено 567 буклетов. Также активно используются такие формы занятий, как флешмобы («Мы - за чистые руки!»). В паланах использовать данные формы по всем населённым пунктам муниципального образования.
Стоит отметить, что за отчетный период 2017 года увеличилось количество классных часов по антикоррупционной направленности. Таким образом, у учащихся формируется осознание масштабности проблемы, и высокой степени вовлеченности всех граждан в её решение.
Если сравнивать показатели с аналогичным периодом прошлого года, то стоит отметить, что работа по противодействию коррупции улучшается. Всего задействованы были 100% учащихся и педагогов.
Родионова Л.Ф., главный специалист Отдела образования и дошкольного воспитания |